Восседая на своих самодельных тронах в окружении подношений от верующих людей, которые толпятся, стоя в очередях в золоченые шатры, хиджры дарят им свое благословение. Сделать сэлфи с представителем самой низкой касты неприкасаемых во многих семьях считается почетным и радостным событием.
Люди приносят к ним своих новорожденных детей, чтобы они были здоровы всю жизнь, приходят сами за мудрым советом и знамением удачи. Эта каста одновременно одна из самых древних и самых противоречивых в Индии.
Когда-то хиджры пользовались большой властью, они считались не просто людьми, но полубогами! Сейчас большая часть общин нищенствует, живя за счет подарков от прихожан и подаяний.
Кто такие хиджры?
Лакшми Нараян Трипати – одна из известнейших хиджр во всей Индии. К ее шатру выстраиваются вереницы из сотен желающих хотя бы на секунду прикоснуться к «божественному». Проще всего найти ее можно на главном паломническом фестивале Кумбха Мела, где собираются люди, так или иначе связанные с религией, со всей Индии.
Лакшми Нараян Трипати
Очень внимательно слушая каждого, кто к ней обращается, Лакшми, в первую очередь, помогает добрым словом: она просит людей не волноваться, поддаться течению жизни и просто спокойно решать свои проблемы, не паникуя и не снижая собственную карму.
Хиджры – представители третьего пола – считаются в этой стране священными. Им поклоняются, подобно идолам, падая в ноги и целуя подол богато украшенного сари. Получить от хиджры горсточку риса, прикушенную рупи и пожелание удачи – практически гарантия жизненного успеха и счастья для среднестатистического индуса. К этим паломникам обращаются за разными советами: как вернуть аппетит к еде, как вылечить боль в ногах, как снова начать счастливо жить с мужем и как решить свои финансовые проблемы.
По всей стране, а также в Пакистане, Непале и Бангладеше, насчитывается около полумиллиона трансгендеров, однако хиджры к таковым относятся с очень большими оговорками. Далеко не каждый мужчина, который чувствует себя женщиной, подойдет на роль хиджры. Чтобы стать паломником, которому поклоняются верующие, необходимо пройти через долгие этапы религиозного становления.
Как появились хиджры?
Эта каста настолько древняя, что вокруг ее появления до сих пор ходят легенды. В индийской мифологии хиджры ассоциируются с андрогинными богами, которые имели в себе зачатки мужского и женского начал.
Главным их покровителем является Шива, который зачастую изображается в культурных источниках и на рисунках с органами и признаками обоих полов. Одно из его воплощений – Бахучара Мата – богиня в женском обличии, ассоциирующаяся не только с деторождением и целомудрием, но еще и с третьим полом.
Считается, что сотни лет назад Бахучара Мата была девушкой, принадлежащей к высшей касте, над которой надругались разбойники. Когда они оставили ее тело, Бахучара схватила кинжал и отсекла себе обе груди, чтобы получить силу для проклятия, которое она собиралась наслать на своих обидчиков.
Совершив этот ритуал, трагу, она выкрикнула главарю разбойников, что он станет импотентом, если на этом же месте не построит здесь храм, куда могут приходить мужчины в женских одеждах и молиться ей. Так и зародился культ хиджр, однако эта версия не единственная, которой придерживаются эти религиозные деятели.
Согласно одному из преданий, Кришна, который в Индуизме считается прародителем всех богов, принял женский облик, чтобы выйти замуж за смертного мужчину. Согласно другому, хиджры стали результатом слияния богини Лакшми и ее мужа Вишну.
Сведения о них можно найти даже в «Рамаяне»: по легенде Рама, которого сослали из собственного королевства бродить по лесам в течение 14 лет, увлек за собой много своих подданных. Ему не хотелось, чтобы люди страдали, поэтому он обратился ко всем мужчинам и женщинам с приказом вернуться в собственные дома.
Единственными, кто его ослушались, были хиджра, ведь они не относились ни к одному из этих полов. Растроганный преданностью своих подчиненных, Рама одарил их правом не только выступать в качестве артистов, но также благословлять людей на их свадьбах, днях рождения или по другим важным поводам.
Ритуальные сверхъестественные силы хиджр очень прочно закреплены в мифологии, поэтому многие до сих пор очень бояться их проклятий, которые имеют почти космическую силу.
Блеск и нищета хиджр
Почитаемые в обществе много веков назад, эти трансгендерные женщины занимали очень важные ступени в социальной иерархии.
С приходом Моголов к власти и установлении мусульманского типа государства в 16-18 века, хиджр после кастрации превращали в верных надзирателей и хранителей гаремов. Зачастую такие мужчины были в курсе всех интриг, являлись прекрасными опытными советчиками по самым разным вопросам, поэтому к ним прислушивались не только жители и работники гаремов, но также высокопоставленные лица, к примеру, хранители покоев султана.
Таким образом, хиджры, которые отличались большим умом и способностью к обучению, становились не только советниками приближенных людей султана, но также политическими деятелями, военнослужащими, юристами, управляющими и даже генералами.
Для хиджр, чья каста считается низшей в Индии, этот период был расцветом, так как никогда в их руках не было столько власти.
После прибытия англичан на Индостан, хиджры вынуждены были уйти в подполье. Британский менталитет, столкнувшийся с таким необычным, как для человека викторианской эпохи, явлением, не смог позволить им сосуществовать с обычными людьми. Хиджр изгоняли из их домов, обвиняли в занятиях проституцией, похищениях и кастрации маленьких мальчиков.
Трансгендеров и интерсексуалов лишили права наследования, криминализировали и начали истреблять из общественного сознания путем жестких запретов, казней и судов.
Долгое время о них ничего не было известно: хиджры скитались по отдаленным районам, пользуясь популярностью лишь у того населения, которое еще верило в их магические способности. Побираясь и бродяжничая, с течением лет они постепенно возвращались к привычному образу жизни, однако, не имея возможности вернуть былое величие.
Чем же занимаются хиджры сейчас?
Кроме приема последователей, бесед с ними и проведения ритуалов, хиджры являются знаменитыми артистами. Переодетые в женские одежды и накрашенные на женский манер, они являются очень колоритными гостями на любом празднике.
Зачастую хиджры выступают с карикатурными театральными номерами, посвященными свадьбам, беременности, рождению детей и мифологическим событиям. Многие из них являются превосходными танцорами и певцами, поэтому можно с легкостью попросить их исполнить какую-то знаменитую болливудскую песню.
Выступая в роли своеобразного тамады, хиджра не только развлекает гостей, но также благословляет брачующихся на рождение сыновей: несмотря на то, что одежда, косметика и манеры их принадлежат противоположному полу, они стараются привносить в такие моменты мужскую энергетику.
Также распространенным занятием среди хиджр считается проституция. Не имея полового влечения к женщинам, трансгендеры ориентированы на мужское население, которое охотно пользуется услугами «полубогинь». Не раз было замечено, что их общины практикуют мошенничество и наркоторговлю: каждая коммуна вольна зарабатывать так, как ее члены посчитают нужным.
Двоякие в своей природе, хиджры совершают законопослушные и аморальные поступки, не позволяя никому себя контролировать.
Быт и обычаи хиджр
Святость хиджр обусловливается тем, как много гонений перенесло их общество. С малых лет детей, которые проявляли себя как гомосексуалы или трансгендеры, жестоко травили, заставляли отказываться от своей природы и избивали. Хиджры постарше часто становятся жертвами преступлений на почве ненависти: их также могут безнаказанно избить, изнасиловать или обокрасть – и закон не возьмется их защищать.
Чтобы хоть как-то обезопасить себя, хиджры постепенно сформировали общины, которые напоминают гетто и находятся слегка в отдалении от крупных населенных пунктов. Там они не только держатся друг друга и делят обязанности по дому: в каждом таком объединении есть свой хиджра-гуру, который курирует проведение религиозных ритуалов и управляет другими на правах более опытного и старшего члена группы.
Гуру может запретить оставлять подарки от прихожан, может принудить к выполнению домашних обязанностей и даже занятиям проституцией. Ослушаться хиджры не могут, иначе они будут изгнаны из коммуны. При этом гуру, в первую очередь, защитник, спасающий юношу от жестокого мира, в котором даже его семья от него отвернулась.
Чтобы стать членом общины, нельзя просто изъявить желание и сказать, что человек является трансгендером или интерсексуалом. Нужно пройти через долгий путь религиозного становления, ритуалы и испытания, которые могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Гуру решает, кого принимать в общину, а кого нет, и такой строгий отбор приводит к тому, что на улицах трущоб оказывается полно мужчин, которые просто переодеваются в женскую одежду ради поиска выгоды.
Процесс кастрации – также важный этап в становлении хиджрой, на который решается далеко не каждый мужчина. Он проводится далеко не хирургом, и отнюдь не в стерильных условиях. Мужчина после того, как ему отсекают половые органы, не может даже остановить кровотечение: считается, что вместе с кровью смываются все его прошлые прегрешения и жизненные события.
На протяжении нескольких десятков дней он терпит религиозные лишения, не имея возможности выйти из собственной комнаты. такого рода ритуалы запрещены индийским судом, поэтому все проводится подпольно.
Именно демонстрация изуродованных половых органов служит способом проклясть человека.
Общины «богоподобных» малочисленны: в них живут от 5 до 15 человек.
Хиджры и законодательство
До сих пор многие обычаи этого класса считаются противозаконными, однако постепенная легализация хиджр началась в 2014 году, когда на законодательном уровне было признано существование третьего пола. В этот момент все трансгендеры получили свои конституционные права – и, по большей части, благодаря таким людям, как Лакшми Нараян Трипати, которые активно боролись за каждого члена ЛГБТ-сообщества.
Спустя какое-то время и обряд принятия индуизма, Лакшми организовала первый индуистский орден хиджр – Киннар Ахада, монахи в котором полностью посвящают себя религиозной деятельности.
В 2016 году правительство Индии попыталось ввести законопроект «О защите прав трансгендеров», который бы запретил им не только попрошайничать, но также самоидентифицировать себя как трансгендеров. Вместо этого проверкой принадлежности человека к тому или иному полу должен был заниматься специальный комитет, однако сопротивление общества – в том числе, общин хиджр оказалось настолько сильным, что этот законопроект был снят с рассмотрения.
В 2018 году произошло легендарное событие: гомосексуальность перестала считаться преступлением в Индии, и теперь у хиджр появилось больше возможностей вести себя открыто.
Однако законы, принимаемые относительно трансгендеров, наказывают преступления по отношению к ним куда слабее, чем по отношению к тем женщинам, чей пол от рождения совпадает с гендером. Процесс смены своей идентичности также усложнился: теперь, чтобы это было на официальном уровне, необходимо получить целый список разрешений.
Дискриминация и неравенство – то, с чем эти люди сталкиваются по сей день.