Одно из самых важных решений, которые нам приходится принимать, это рожать детей или нет. Однако, любое решение этого вопроса всегда рассматривается в социальном контексте, который представлен с точки зрения повышения рождаемости. В нашей культуре воспитание детей рассматривается как неотъемлемая часть достижения удовлетворения, счастья и смысла в жизни, а также как показатель успешности.
Сознательный выбор бездетности, который известен как чайлдфри, по-прежнему вызывает много споров, сталкивается с предрассудками и даже осуждением. В первую очередь такую реакцию демонстрируют женщины, чья гендерная идентичность и социальная ценность связаны с фертильностью и материнством. Поэтому те, кто сознательно отказался от рождения детей, обычно воспринимаются негативно.
Само по себе явление чайлдфри не является чем-то новым, однако в прошлом бездетность среди женщин часто можно было объяснить бедностью, болезнями, бесплодием, плохим питанием и снижением статуса института брака, например во время войн. Сейчас от детей отказываются здоровые, образованные, сексуально активные и часто состоящие в законном браке женщины в богатых западных обществах. Так, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в 2015 году 7,4 процента женщин детородного возраста добровольно избрали бездетность.
Почему женщины не хотят иметь детей
Мотивы у всех разные, но в большинстве случаев это обусловлено определенными социальными условиями, такими как доступность противозачаточных средств, снижение статуса института брака, увеличение числа работающих женщин, а также личные установки, в том числе стремление к расширению возможностей, личной свободе, саморазвитию и мобильности.
К группе чайлдфри относятся самые разные категории женщин, однако у них есть и некоторые общие личностные и социальные черты. Например, в ходе недавнего исследования британские ученые Маргарет Ависон и Адриана Фернхэм обнаружили, что по сравнению с родителями или теми, кто хочет иметь детей, бездетные респонденты отличаются более высоким уровнем стремления к независимости и более низкими показателями по шкалам доброжелательности и экстраверсии. Они также менее религиозны и имеют либеральные политические взгляды. Кроме того, их отношение к любви можно назвать скорее прагматичным, чем романтическим.
Исследователи разделили женщин, не желающих иметь детей, на несколько категорий. Среди них есть те, кто согласился на бездетность в довольно раннем возрасте, вторую категорию представляют женщины, откладывающие рождение детей, есть также «соглашатели», которые следуют пожеланиям своего партнера, и те, которые еще не определились, хотят ли они детей.
Будет ли женщина без детей счастливее
Наука отвечает на этот вопрос утвердительно. В ходе исследований была обнаружена отрицательная взаимосвязь между наличием детей и удовлетворенностью браком и жизнью. Наличие детей связывают с уменьшением уровня счастья, особенно это характерно для женщин в США, и эта корреляция сохраняется в течение длительного времени,
Связь между наличием детей и снижением уровня удовлетворенности жизнью может быть отчасти обусловлена простыми эффектами выбора, поскольку решение стать родителями не распределяется случайным образом среди представителей сообщества. Например, несчастные люди чаще решают стать родителями, возможно, рассчитывая, что рождение ребенка поможет им стать более счастливыми. Более того, даже за пределами выбора эта связь, по всей вероятности, связана не напрямую с характером детей или задачами родительского воспитания сами по себе, а с проблемами, связанными с согласованием требований работы на дому. Эта проблема особенно актуальна для обществ, которые не могут обеспечить значимую поддержку молодым родителям.
Бездетных женщин, особенно тех, кто относится к поколению миллениалов, чаще всего критикуют за эгоизм. Но это утверждение само по себе довольно сомнительно. Во-первых, нет никаких доказательств, что миллениалы как таковые (включая тех, у кого нет детей) более эгоистичны, что доказывает их поведение в обществе и социальная вовлеченность. Во-вторых, в широком глобальном контексте наличие детей само по себе может рассматриваться как эгоистичный выбор, учитывая ухудшение экологической обстановки и тот факт, что во всем мире сейчас очень много детей, которые нуждаются в усыновлении.
Более того, многие люди хотят иметь детей, так как за счет этого они смогут изменить свое отношение к жизни, придать ей дополнительный смысл, подтвердить свой социальный статус как успешных взрослых и обеспечить помощь и комфорт в долгосрочной перспективе. Что, опять же, можно рассматривать как проявление эгоизма. Кроме того, когда принимается решение о количестве детей, в основу берутся собственные пожелания, а не потребности и условия социума. Это принципиально эгоистичный выбор.
Иметь детей совсем не обязательно
Очень часто бездетным женщинам задают один и тот же вопрос: «Кто позаботится о тебе в старости?». Тем не менее, он является актуальным для всех, независимо от родительского статуса. Конечно, многие родители могут рассчитывать в последние годы жизни на поддержку своих детей. Но это нельзя назвать закономерностью, и наличие детей не является надежной страховкой от превратностей старости.
По разным причинам дети дистанцируются от родителей, сохраняя полную независимость на протяжении всей жизни. Иногда происходит полное отчуждение или отказ или неспособность ухаживать за престарелыми родителями. Более того, деньги, время и энергия, потраченные на воспитание детей, можно использовать для того, чтобы улучшить свое материальное положение, заработав достаточно средств, чтобы в старости обеспечить себе профессиональный уход.
В целом, женщины, отказывающиеся иметь детей, принимают это решение по разным причинам. Однако никто из исследователей не утверждает, что большая часть чайлдфри – это одинокие, несчастные или просто странные женщины. На самом деле, чаще бывает наоборот. Более того, практически никто из чайлдфри в последствии не сожалеет о своем выборе. Даже если отсутствие детей означает недостаток некоторого рода жизненного опыта, это не делает жизнь человека менее достойной. Те, кто сознательно отказывается от продолжения рода, могут внести свой вклад в общественное благо другими способами, находя новый смысл жизни, не связанный с материнством.
Психоаналитик Марди Айрленд написала:
«Поскольку общество давно связывает женщин с материнством, иногда трудно рассматривать другие пути развития, кроме как замену того, что «отсутствует». Переосмысление «отсутствия» как «потенциального свободного пространства» допускает нематериальную интерпретацию развития женской идентичности, где нематериальные факторы выступают как альтернатива материнству, а не его замена».