Все мы знаем, что «в СССР секса не было», а о проституции вообще и речи идти не могло. Но, так или иначе, ночные бабочки всё же удачно существовали даже в те времена.
Проституция до 20-х годов
В старые времена проституция в России действовала примерно так же, как и в других частях Европы. Власти и общественное мнение осуждали торговлю человеческими телами, но их больше волновали другие, более крупные и явные преступления. Например, в то время связка соломы на палке возле дома означала, что прохожий в этом доме мог воспользоваться сексуальными услугами.
Клиенты узнавали такой символический знак, как, впрочем, и полиция, которая удачно закрывала глаза на такой маркетинговый ход.
До времён большевистской революции проституция, по крайней мере в больших городах, была урегулирована. Женщины регулярно проходили медицинские осмотры и получали так называемые «желтые карточки», но взамен полиция конфисковала документы, удостоверяющие личность, поэтому их передвижения были ограничены.
Проституция, как таковая, не считалась тогда наказуемым преступлением, но сутенёрство по-прежнему не признавалось.
В целом, общественность с симпатией относилась к проституткам. Они видели в них жертв тяжелых социальных обстоятельств, как и в персонажах произведений многих русских писателей. Например, в романе Льва Толстого «Воскрешение» рассказывается история крестьянской девушки, которая после соблазнения молодого аристократа обратилась к проституции, а затем была приговорена к каторжным работам в Сибири по ложному обвинению в отравлении клиента.
После большевистской революции 1917 года проститутки начали заявлять о своих правах и даже пытались создавать профсоюзы. Коммунистические власти, однако, отказывались принимать работниц старейшей профессии в качестве членов рабочего класса наравне со швеями, например. А был случай, когда Ленин отправил телеграмму в Нижний Новгород с предложением расстрелять несколько сотен проституток за то, что они якобы напоили солдат водкой.
В то же время молодые революционеры с энтузиазмом восприняли теорию «стакана воды», которая гласила, что секс — это единственная основная потребность человека, и ее нужно удовлетворить так же просто и легко, как жажду стаканом воды. Это, конечно, лишило бы проституток работы, но, опять же таки, большевистские власти были не в восторге, и Ленин заявил, что «наша молодежь совершенно сошла с ума от этой теории».
Проституция в 20-90-х годах
Согласно секретным исследованиям, проведенным в конце 1920-х годов, почти 60% городских советских мужчин пользовались услугами проституток.
Однако, совестное правительство тогда больше волновала борьба с частными предпринимательствами и религией, нежели с проституцией. Считалось, что на определенном этапе построения социализма проститутки со временем отказались бы от своей профессии в пользу чего-то более социально приемлемого, например, работы на фабрике. Когда в 1954 году СССР подписал Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституток, в сопроводительной декларации говорилось, что «в СССР больше не существует социальных предпосылок для решения вопросов, регулируемых Конвенцией».
Так как проституции не существовало, никто не мог бы и привлечь их к ответственности за это. Но из-за образа жизни ночной бабочке было трудно удерживаться на обычной работе, поэтому в 30-40-х годах её могли обвинить в «тунеядстве» и выслать из города или отправить в специальный лагерь. «Вас отправят валить деревья», — это была обычная угроза со стороны полицейских женщинам, которых они уличили в подстрекательстве.
Советское правительство продолжало кампанию против проституции до конца, но не получило поддержки со стороны общественности. Во-первых, это, опять же таки, было очень сдержанно по сравнению с громкими кампаниями того времени против церкви, валютных спекуляций, хулиганства и алкоголизма.
А во-вторых, у общественности не было особых проблем с проституцией. Женщин больше волновали другие женщины, которые могли «украсть» мужчину из семьи и выйти за него замуж. Короткий роман мужа с проституткой в отпуске или во время командировки был незначительным и простительным грехом.
Публичных домов, конечно же, не было. Мужчина, который хотел воспользоваться секс-услугами, мог найти таких женщин в некоторых кафе или на вокзалах. Он вытаскивал из кармана связку ключей и звенел ими, для проститутки это было сигналом о том, что у него есть комната или квартира, куда он может отвезти её — это было большой редкостью в то время, учитывая тесные советские условия жизни.
Была также отдельная категория проституток, «интердевочки», которые работали в отелях с иностранными туристами и принимали оплату только в иностранной валюте. Женщины, работавшие в обычных отелях и на вокзалах, часто находились под защитой местной милиции, но те, кто работал в роскошных отелях, находились под крылом КГБ.
Были проститутки и низшей касты — они обслуживали дальнобойщиков в кабинах своих автомобилей, иногда даже просто ради еды и бесплатного проезда.
Проституция после 90-х годов
В начале 90-х, сразу после распада СССР, в России произошёл настоящий бум проституции. Но это было опасное время как для проституток, так и для их клиентов. С одной стороны, преступные группировки нанимали женщину и устраивали «оргию» — другими словами, групповое изнасилование. С другой стороны, были проститутки, которые подсовывали клиенту какого-то головореза и грабили его. Это были не лучшие времена и для обычных граждан: преступные группировки нападали на молодых женщин, принимая их за девушек лёгкого поведения, которые не платят деньги за защиту, а постояльцам отелей не давали спать из-за постоянных телефонных звонков проституток, предлагающих свои услуги.
И если в советское время ночные бабочки старались самостоятельно не рекламировать свои услуги, то в 90-е годы некоторые улицы в крупных городах превратились в живую выставку их тел, которыми они торговали.
В наши дни очень немногие проститутки работают на улице — какой смысл, если мы живём в эру цифровых технологий и Интернета? И в любом случае большинство из них понимают, что никогда не станут «интердевочками», потягивая вино с иностранцами под бдительным оком офицера ФСБ. Многие проститутки — это просто молодые женщины, которые хотели работать в большом городе, а оказались в буквальном смысле сексуальными рабынями.
Как только наконец-то открыто заговорили о том, что проституция в России таки существует, и парламент, и общественность начали обсуждать, что с этим делать. Некоторые политики (тот же Владимир Жириновский) утверждали, что это следует легализовать. Другие, особенно коммунисты, придерживаются противоположной точки зрения и считают, что это должно быть наказуемо законом.
Но все эти разговоры, вероятно, так и останутся разговорами. Ни один из сегодняшних политиков не собирается добиваться легализации проституции, точно так же, как и ясно, что даже тоталитарное правительство не сможет от неё избавиться.
Вряд ли квартал красных фонарей когда-то появится в российских городах, но тут всегда были и, вероятно, будут квартиры, в которых одинокие мужчины смогут на несколько часов стать чуть менее одинокими.